Где стол был яств, там "Rich" стоит
22 сентября 2006 года

...Улица эта до 1949 года называлась 1-й Академической, поскольку до революции входила в состав Академической слободы, и населяла ее в собственных домах благообразная публика - преподаватели Духовной академии и университета. К моменту, когда она стала улицей Вишневского, контингент жителей был довольно пестрым. А четверть века назад улица Вишневского стала уже просто "элитной": здесь, в историческом центре города, выросли новейшие "ленинградки". Квартиры в них доставались преимущественно начальникам разных рангов, а иные социальные слои были представлены все теми же "академиками", т.е. учеными людьми, да еще строителями (строительным организациям по обычаю отдавали десятую часть квартир в новых домах)...

Семья Муратаевых свою трехкомнатную на Вишневского получила, можно сказать, по всем трем основаниям разом: Атлас Харасович был не очень высоким строительным начальником, а Разия Гатаевна - кандидатом наук. "Вот тебе ордер, - сказали Муратаеву, - и три дня сроку, чтоб вселился". Хотя Разие Гатаевне отсюда приходилось ездить на работу через весь город на двух видах транспорта, квартирой в таком замечательном месте все семейство было очень довольно. И все соседи нахвалиться не могли: центр города, все удобства, все магазины рядом... ну просто социалистический рай, живи да радуйся.

А теперь - вот дожили! - всем хором приходится жаловаться городскому голове на враждебную окружающую среду.

Нынче для каждого здешнего жителя "мой дом - моя крепость". Крепость - в смысле осажденная. Широкая улица - не перейти: машины свистят, как пули по степи. Деревья вдоль улицы повыкопаны и повырублены, как в зоне проведений антипартизанской спецоперации. В общем, вылазка из крепости для пополнения запасов продовольствия превращается в рискованное предприятие, требующее от "вишневцев" мужества и предприимчивости.

Еще Разия Гатаевна, к примеру, водит внука-первоклассника в школу. Он, говорит, очень боится переходить улицу, даже на светофоре и в сопровождении бабушки. Бабушка, по-моему, боится не меньше и правильно делает. По этой причине они, идя в школу, делают крюк в четыре длиннейших здешних квартала: два - до единственного подземного перехода, а потом по другой стороне столько же обратно, ведь школа почти напротив их дома.

Опять же - магазины... Прежде на Вишневского по соседству с Муратаевыми был большой продовольственный и большой овощной магазины. Теперь есть лишь один маленький магазинчик, а хлеб жители этой центральной казанской улицы покупают преимущественно в каких-то чуть ли не картонных ларьках - не только в вымирающей деревне, оказывается, такие встретишь. А на месте продуктового и овощного - "Империя удачи" и одежда для богатых с соответствующим названием "Rich". А выбираться за полноценным съестным в какой-либо полноценный магазин - это уже все равно что в старинной песне: "Мальбрук в поход собрался, бог весть, когда вернется".

Обо всем об этом написали "вишневцы" мэру Ильсуру Метшину. Ответ пришел от председателя казанского комитета благоустройства и ЖКХ Андрея Егорова: "Сообщаю, что в 2005 г. по ул. Вишневского были закрыты магазины... Владельцы вышеуказанных магазинов понесли убытки, т.к. улица стала магистральной и покупательский поток уменьшился". В общем, если есть претензии к рыночной экономике - это не к мэрии, а к Карлу Марксу и к Милтону Фридману.

Впрочем, по поводу "товар - деньги - товар" у Разии Гатаевны имеются отдельные соображения. Дело в том, что однажды она посетила-таки магазин с названием для богатых. Из-за того же внука - искала ему обувь. Вышла в глубокой задумчивости: повидала детские кроссовки ценой в тысячу долларов. Ее личный жизненный опыт просто-таки вопил, что на детскую обувку с такой ценой просто не может найтись покупателя, но, будучи кандидатом наук, она решила провести подлинно научный эксперимент. А именно, установила наблюдение за этой торговой точкой. Эксперимент показал: в обычное время в магазине бывают лишь шесть его продавцов, а больше - никого! (Абсолютно то же самое наблюдается во множестве "бутиков" Казани.) "Как с таким "оборотом" хоть на налоги-то хватает?!" - простодушно удивляется глава семьи Муратаевых...

Так что экономическим теориям в глазах жителей с Вишневского уже нанесен серьезный ущерб. И открытие парочки продуктовых магазинов для сотен обитателей пусть даже и магистральный улицы, как им кажется, не обрушит окончательно основ рыночной экономики. А может, и строительство пары переходов через магистраль не повлечет за собой суверенного муниципального дефолта.

Впрочем, еды и безопасности мэрия не обещает. Обещает только немного воздуха, но потом, когда-нибудь: "Работы по восстановлению зеленых насаждений будут проведены после окончания реконструкции улиц Вишневского и Эсперанто". А когда она закончится, та реконструкция? Не дает ответа...

"Вечерняя Казань", Марина Юдкевич